Запустить ракету в космос (итоги нашего опроса)

Нам запустить ракету в космос проще, чем сделать прибор для полного анализа крови.

 

В сентябре 2010 г. мы обратились к посетителям нашего сайта с вопросом «Что нужно обеспечить, чтобы российские производители медтехники могли стать мировыми лидерами?»

Предлагались следующие варианты ответов:

  • высокое качество продукции
  • яркие бренды
  • заградительные пошлины
  • низкие цены
  • ничего не поможет
  • у меня особое мнение

В целом, голоса распределились поровну, что может свидетельствовать о том, что современный российский производитель технически сложной и инновационной продукции, каковой, без сомнения, является современное медицинское оборудование, нуждается в глубоко продуманной широкой государственной и общественой поддержке.

Есть ли в этом смысл, не проще ли поддаться успокоительной «таблетке» мирового разделения труда – это отдельная тема для дискуссии. По крайней мере, около 10% участников опроса считают, что Россия должна и впредь удерживать лидерство в балете и производстве «Жигулей», а в достижении мирового лидерства в сфере медицинского оборудования нам уже «ничего не поможет».

Тем не менее, определённый тренд в мнениях всё-таки выявляется. Так, в сумме чуть более 50% участников высказались в поддержку решений, связанных с рыночной ценой продукции. Т.е. прямо или косвенно высказывается желание избежать конкуренции по качеству и рыночному продвижению. И при этом, существенно, что обеспечить такую ситуацию должно государство. Однако, беда в том, что мировое лидерство – понятие несколько более широкое и заградительные пошлины по всему миру не выставишь. Одно обнадёживает, что низкие цены участники опроса предполагают обеспечить за счёт планового снижения себестоимости продукции на основе инноваций как в технологиях, так и в организации производства (например, путём внедрения японской системы Lean Production).

Только 15% участников опроса считают, что с качеством у российского производителя медицинского оборудования не всё в порядке. И это интригует. Ведь есть данные об испытаниях, есть практика использования. И они не в пользу российской продукции (хотя есть и уникальные приборы). Но нам удобнее закрывать на это глаза? Пока вопрос качества не будет снят с повестки дня, ни административные меры, ни снижение цен, ни поставленная система продвижения не дадут ожидаемого эффекта. А качество это не только технические характеристики, но и время работы на отказ, и удобство работы пользователя, и даже внешний дизайн изделия, шум. энергопотребление и т.д..

Один участник опроса отметил вариант «у меня особое мнение», однако, в чём оно заключается, нам не сообщил. Остаётся надеяться, что это какая-то инновационная идея, публикация которой в данный момент преждевременна, а в будущем она существенно изменит расклад сил на нашем узкоспециализированном рынке.

Сам факт того, что на тему данного опроса откликнулось очень небольшое количество посетителей нашего сайта, говорит о мизерной озабоченности участников российского рынка медтехники оборудование какого производителя будет стоять в наших больницах. Будет ли обладать страна передовыми биомедицинскими технологиями? Будет ли загружена наука исследованиями, имеющими кратчайший путь возврата инвестиций? Как будет развиваться высшее техническое, медицинское и биологическое образование в России? Множество вопросов всплывает, когда задумаешься о всех связях, входящих и исходящих. Однако, наше сообщество думает по-другому. Так и живём.

 

Если хотите что-то добавить, поправить, высказаться – пишите автору отчёта: 

Бровкин Андрей  brovkin@lotep.ru .